Что делать при отказе заказчика от приемки работ по договору подряда

Опубликовано: 01.09.2018

видео Что делать при отказе заказчика от приемки работ по договору подряда

Есть работа - нет зарплаты: как в Пинске работают по договору подряда

Подрядчик выполнил работы и готов передать их результат заказчику, но последний отказывается их принять. Когда отказ заказчика от приемки работ по договору подряда будет законным? Как вести себя подрядчику, чтобы работы были приняты и оплачены? Какие сложности возникают в данном вопросе, если он решается в рамках закона о государственных закупках?


Вебинар: Проведение СТЭ в случае отказа Заказчика от договора подряда

О тонкостях взаимодействия заказчика и подрядчика при уклонении от приемки работ по договору подряда  в рамках 44-ФЗ мы расскажем в настоящей статье.

Как должна происходить сдача результатов работ по контракту?

Когда работы по контракту завершены, подрядчик должен известить об этом государственного заказчика. Уведомление об окончании работ и необходимости приемки их результатов необходимо оформить в письменном виде.


Отсутствие существенных условий договора

Составляем уведомление о готовности работ и необходимости их приемки для государственного  заказчика

Закон не содержит каких-то требований к уведомлению заказчика о готовности работ  к сдаче, нет и утвержденной формы. Поэтому многие подрядчики после того как выполнили работы, направляют в адрес заказчика подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки работ. Но не всегда суды в данной ситуации встают на сторону подрядчика. Так, в некоторых случаях  суды указывают, что акт сдачи-приемки не является надлежащим уведомлением о готовности работ к сдаче.

Во избежание рисков неполучения оплаты рекомендуем оформить отдельное уведомление о готовности к сдаче работ в свободной форме и направить его вместе с актом сдачи-приемки результатов работ.

В уведомлении можно указать следующие данные:

реквизиты заказчика (наименование, адрес); название документа – Уведомление о готовности работ к сдаче; ссылку на ч. 1 ст. 753 ГК РФ; реквизиты контракта; сведения о том, что работы на объекте (адрес объекта) закончены в срок согласно п. __ контракта; предложение в определенный вами срок (или срок, установленный в контракте) направить уполномоченных представителей заказчика по адресу объекта для сдачи-приемки работ и подписания акта либо предложение заказчику уведомить подрядчика о дате и времени приемки комиссией не позднее определенного срока; список документов, которые будут приложены к уведомлению; подпись уполномоченного представителя подрядчика; печать; дата.

Направляем уведомление о готовности работ

Очень важно соблюсти требования контракта в части направления уведомления заказчику.  Нередко суды отказывают во взыскании задолженности по контракту, так как уведомление о готовности работ было направлено не тому лицу.

Пример из судебной практики 1. Муниципальный контракт был заключен между муниципальным заказчиком (администрация), заказчиком (государственное учреждение) и подрядчиком. Согласно условиям контракта подрядчик после завершения работ должен был уведомить об их готовности муниципального заказчика. В нарушение данных договоренностей подрядчик направил уведомление о готовности работ к сдаче заказчику, а муниципальный заказчик уведомление не получал и от оплаты работ отказался. Суд отказал в удовлетворении требований подрядчика к муниципальному заказчику о взыскании части долга по контракту. При этом суд отметил, что  положениями п. 1 ст. 753 ГК РФ и муниципальным контрактом предусмотрена обязанность генподрядчика уведомить муниципального заказчика о готовности результата работ к приемке. Однако истец не уведомлял администрацию о готовности работ к приемке, ограничился только направлением подписанных им актов формы № КС-2 и справок формы № КС-3 третьему лицу — государственному учреждению (п. 15 Обзора судебной практики ФАС Западно-Сибирского округа по спорам, связанным с договором строительного подряда – утвержден Постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от  15.10.2010 г. №10).

Пример из судебной практики 2. Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании оплаты строительных работ в школе. Заказчиком по контракту выступал отдел образования, а уведомление о готовности работ подрядчик направил директору школы. Директор школы от подписания акта сдачи-приемки отказался, так как не был правомочен его подписывать. Суд встал на сторону заказчика и указал, что подрядчик не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ. Поэтому подрядчик не мог ссылаться на отказ заказчика от исполнения договорного обязательства по приемке работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи результата работ, так как фактически объект в установленном порядке заказчику не передавался (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 года №51).

Также важно направить уведомление о готовности работ в адрес заказчика, тем способом, который определен в государственном контракте.  Возможно, там указано, что уведомление о приемке работ необходимо направить на определенный адрес электронный почты или письмо нужно отправить, пользуясь услугами Почты России. Если никаких указаний в контракте по этому вопросу нет, то, целесообразно, направить уведомление через Почту России, а также по электронной почте и факсом.  В качестве адреса для направления письма стоит выбирать адрес, который указан в контракте в качестве почтового. Если почтовый адрес отсутствует или отличается от адреса местонахождения госкомпании, который отражен в свежей выписке из ЕГРЮЛ, то продублируйте письмо и по адресу местонахождения.

Пример из судебной практики 3. Подрядчик направил акты сдачи-приемки работ, подписанные со своей стороны, в адрес заказчика, а заказчик их не подписал и работы не оплатил. Подрядчик обратился в суд для взыскания задолженности. Суд, исследовав материалы дела, указал, что заказчик не уведомлялся о приемке выполненных работ, а факт направления актов выполненных работ, составленных в одностороннем порядке по адресу, не являющемуся адресом ответчика, не может являться доказательством исполнения истцом обязательств по выполнению и передачи работ заказчику. В связи с этим подрядчику было отказано в удовлетворении исковых требований (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2016 года по делу N А40-109811/15).

Почему так важно правильно уведомить заказчика о необходимости приемки работ? Потому что именно со сдачей работ подрядчиком связана обязанность заказчика оплатить выполненные работы (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 года №51). И из анализа судебной практики становиться ясно, что ненадлежащее уведомление заказчика о готовности работ может послужить основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании оплаты за выполненные работы.

В каких случаях заказчик имеет право отказаться от приемки работ по закону о государственных закупках?

В качестве единственного основания для отказа от приемки работ закон (ч. 6 ст. 753 ГК РФ) называет наличие недостатков в выполненных работах, которые характеризуются сразу двумя признаками:

недостатки не позволяют пользоваться результатом работ по назначению; недостатки не могут быть устранены либо подрядчиком, либо заказчиком.

Другие недостатки в выполненных работах не дают права заказчику отказаться от приемки работ и их оплаты. Если подрядчик допустил какие-то несущественные недостатки в работе, то заказчик в силу ст. 723 ГК РФ может требовать:

в разумный срок безвозмездно устранить недостатки; соразмерно уменьшить стоимость работ; возместить свои расходы на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряд.

Пример из судебной практики 1.   Компания заключила контракт с администрацией и школой-интернатом в целях проведения ремонта инженерных сетей школы. Работы были выполнены, но заказчик отказался от их оплаты, ссылаясь на то, что они были выполнены с недостатками. Тем не менее, заказчик принял работы как объект незавершенного строительства, но не оплачивал их.  Поэтому компания обратилась в суд с целью взыскания задолженности. Отстоять свои права компания смогла только в Высшем арбитражном суде РФ.  Суд отметил, что компания в подтверждение факта выполнения им работ ссылается на то, что им и школой-интернатом подписан акт проверки работ, содержащий выявленные замечания по работам, а в подтверждение объема и стоимости выполненных работ – на представленные в суд первой инстанции подписанные им в одностороннем порядке акты формы КС-2 и справки формы КС-3. Ссылки в названном акте на то, что обнаруженные недостатки исключают возможность использования результата работ для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком, отсутствуют. Не свидетельствуют материалы дела и о заявлении заказчиком требований, предусмотренных ст. 723 ГК РФ. Между тем сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ (Постановление Президиума ВАС РФ №12881/11 от 27.03.2012 года).

Пример из судебной практики 2 Между компанией и администрацией муниципального образования был заключен муниципальный контракт, согласно которому компания-подрядчик должна была осуществить ремонт автомобильных дорог. Подрядчик работу выполнил в срок, направил все необходимые документы в адрес заказчика. Заказчик провел экспертизу и установил, что имеются расхождения в части средней толщины асфальтобетонного покрытия. В связи с этим заказчик направил подрядчику письмо, в котором отказался от приемки работ и от их оплаты. Подрядчику пришлось в судебном порядке взыскивать задолженность по контракту. Суды всех инстанций вплоть до кассационной  встали на сторону подрядчика и отметили, что  наличие некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты выполненных работ в полном объеме, заказчиком не доказано наличие в выполненных подрядчиком работах таких недостатков, которые невозможно устранить, либо таких, которые исключают возможность использования результата работ; материалы дела также не содержат доказательств наличия требований заказчика устранить выявленные недостатки работ и отказа подрядчика от их устранения (Постановление АС  Северо-Западного округа от 16.08.2016 года  по делу N А56-61843/2015).

Что делать, если заказчик отказался от приемки работ по договору подряда в рамках 44-ФЗ?

Согласно закону о государственных закупках в контракте должны быть установлены порядок и сроки для приемки работ заказчиком. В указанные сроки заказчик должен либо подписать акт сдачи-приемки работ, либо направить в адрес подрядчика мотивированный отказ от подписания такого акта (ч. 7 ст. 94 ФЗ-44).

Если подрядчик получает  отказ от приемки работ по договору подряда или заказчик не реагирует на уведомление о готовности работ к сдаче, то согласно ч. 4 ст. 753 ГК РФ в акте сдачи-приемки необходимо сделать отметку об отказе заказчика от подписания акта, а подрядчик должен подписать его со своей стороны.

Ожидать, что заказчик добровольно оплатит работ, если он отказался от их приемки, не приходится. Поэтому взыскивать задолженность придется уже в судебном порядке. До того, как подавать иск в суд по 44-ФЗ, необходимо обратиться к заказчику с письменной претензией о взыскании задолженности.

Подготовить претензию, составить  исковое заявление в суд по ФЗ-44 вам помогут наши юристы. Услуги юриста по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге вам могут потребоваться не только на этапе отказа заказчика от приемки работ, но и гораздо раньше.  Как вы уже поняли из содержания статьи, ненадлежащее уведомление заказчика о готовности работ может послужить основанием для отказа в оплате. Чтобы не попасть в такую ситуацию – обратитесь за помощью юриста по 44-ФЗ. В нашей компании вы сможете получить не только разовые правовые услуги, связанные с подрядными отношениями по государственному контракту, но и оформить абонентское юридическое обслуживание по тарифу «Юрист по госзакупкам» (перечень услуг, составляющих пакет тарифа, может быть изменен по желанию клиента).

Если вам нужна консультация юриста по 44-ФЗ или иная юридическая помощь по 44-ФЗ в рамках подрядных отношений с государственными заказчиками, позвоните нам +7 (812) 409-49-30.

rss