"Укрзализныця" судится за землю с жителями района

Все началось с того, что во времена приватизации один человек купил в Рафаловке бывшее «Заготзерно», то есть помещения Рафаловского хлебоприемного пункта Все началось с того, что во времена приватизации один человек купил в Рафаловке бывшее «Заготзерно», то есть помещения Рафаловского хлебоприемного пункта. Каким образом он его приобрел, мы не интересуемся. А вот как он решил его продать - тут произошел конфуз.

Оказалось, что помещение его, но стоит бывшее «Заготзерно» на землях «Укрзализныци». И эти земли занимают всю площадь от автодороги Полки - Суховоля к асфальтовой дороги, ведущей к нижнему состава Рафаловского ЛПК. И все дома, жилые и складские помещения под железной дорогой тоже расположены на землях путейцев.

Делал этот человек документы, делал, а согласование проекта землеустройства железнодорожники не подписали. Наоборот выслали своих землеустроителей выяснять, что за сыр-бор. Так и появился земельный вопрос между сельскими советами и железной дороге от Киева до Львова. И у многих жителей района такая спорная ситуация с железнодорожниками, как у этого человека ...

Вопрос земли во все времена стояла очень остро. В нашем районе в 1993 году началось паи колхозных земель, и крестьяне впервые получили право реально иметь свою долю (пай), заработанную в коллективной артели. Эти колхозы и совхозы по несколько раз меняли свои вывески и названия, но президентский Указ Леонида Кучмы остался в силе. Земли по селам паи. Впоследствии крестьяне взяли наделы. И каждый год их приватизация набирает все большего и большего размаха. Ничего скрывать: приватизацию земель ускорил нелегальная добыча янтаря - началась негласная аренда-скупка паев.

На приватизированных колхозных землях пайщики начинали сельского хозяйственное товарное производство первых фермерских хозяйств. На паи землях в пределах населенного пункта пайщики получили право строиться, сводить хозяйственные помещения и жилье. А потом закон позволил владельцам фермерских и дачных домов «прописываться» по месту жительства.

К тому времени, как шло дележки земель, примерно 15 процентов земли запаса каждого сельского совета, производственных предприятий (заводов, фабрик, номерных учреждений, железные дороги, энергопредприятий) встановлялы свои границы, и эти земли согласно кадастра никогда друг на друга не накладывались. Состояла карта данной территории, где все площади землевладений были согласованы с соседями.

Но когда у владельцев дошло дело до изготовления технической документации на земле, оказалось, что смежники-железнодорожники оспаривают границы, а иногда и вообще претендуют на некоторые земли на паи колхозов и СПК. Сегодня представители «Укрзализныци» подали в суд с десяток наших земляков, которые на своих паи и приватизированных землях построились, расширили хозяйственные помещения.

Фото С. Скибчика: вот так и живут у железной дороги жители Рафаловки - без права на приватизацию земли

Если по Рафаловского поселковом совете на чаше весов оказались те, что влезли на территорию железной дороги и те, проживавших и проживающих там с далеких времен, то по Жолудск сельском совете именно «Укрзализныця» уже залезает на бывшие колхозные земли. Впрочем, подаем аргументированное разъяснение начальника управления Держгеокадастру в Володимирецком районе Оксаны Березы.

«Рассмотрев письмо Рафаловского поселкового совета от 01.12.2016 № 02-23 / 642, Управление Держгеокадастру в Володимирецком районе Ровенской области сообщает следующее.

Согласно государственному акту на право пользования землей от 25.12. 1969, выданного Львовской железной дороги Министерства путей сообщения в Володимирецком районе Ровенской области Украинской ССР, государственное территориально-отраслевое объединение «Львовская железная дорога» является постоянным пользователем земельного участка общей площадью 293,9 га для размещения и експлуатуации зданий и сооружений железнодорожного транспорта н а территории местных советов Владимирецкого района.

Государственным предприятием «Ровенский государственное научно-производственное предприятие геодезии и кадастра» по заказу ГТОО «Львовская железная дорога» разработаны технические документации по землеустройству относительно проведения инвентаризации земель ГТОО «Львовская железная дорога на территории Антоновского, ЗАБОЛОТТОВСКИЙ, Великожолудськои сельских и Рафаловского поселкового советов. Данные землеустроительные документации разрабатывались с целью:

- обеспечение ведения Государственного земельного кадастра, осуществления контроля за использованием и охраной земель;

- определение качественного состояния земельного участка, его границ, размера и состава угодий;

- согласование данных, полученных в результате проведения инвентаризации земель, с информацией, содержащейся в документах государственной статистической отчетности по количественному учету земель (форма 6-зем и 2-зем) и в Государственном земельном кадастре;

- принятие по результатам инвентаризации земель местными администрациями соответствующих решений.

Согласно части 13 статьи 186 Земельного кодекса Украины техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель соглашается территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, и утверждается заказчиком технической документации. Указанная выше землеустроительная документация согласована Управлением Держгеокадастру в Володимирецком районе Ровенской области, однако по состоянию на 29.12.2016 года не утверждена заказчиком.

Согласно проведенной инвентаризации земель установлено, что в полосе отвода железной дороги частично или полностью расположены земельные участки сторонних землепользователей и землевладельцев.

В Володимирецком районном суде Ровенской области по состоянию на 19.01.2017 года уже открыто 27 гражданских судебных производств, в Хозяйственном суде Ровенской области 2 судебных производства, где истцом выступает ОАО «Укрзализныця» (от имени которого действует региональный филиал «Львовская железная дорога» ОАО «Укрзализныци» ) в местные советы района и граждан - владельцев земельных участков и юридических лиц (ГП НАЭК «Энергоатом», ССВК «Крестьянский лес») об отмене принятых решений сельскими, поселковыми советами, Владимирецкого райгосадминистрации ю решений о передаче земельных участков в собственность или пользование и отмены выданных государственных актов на право собственности на земельные участки.

Однако позиция Управление Держгеокадастру в Володимирецком районе по урегулированию таким образом ситуации, не совпадает с аргументацией железной дороги.

Это объясняется следующим образом. В соответствии с пунктом 16 постановления Кабинета Министров Украины от 23.05.2012 года № 513 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации земель» в случае отсутствия сведений в Государственном земельном кадастре (а сведения о земельных участков ГТОО «Львовская железная дорога», которые находятся в постоянном пользовании, отсутствуют в Государственном земельном кадастре) исполнитель по координатам поворотных точек, указанных в проекте землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) или другой документации по землеустройству, по которой осуществлялось формирование земельных участков, определяет границы таких участков, угодий, ограничений (обременений) в их использовании и отображает их на рабочем инвентаризационной плане.

В соответствии со статьей 79 -1 Земельного кодекса Украины формирования земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение его площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр.

В связи с тем, что земельный участок отводился в постоянное пользование еще в 1969 году, формирования земельных участков не осуществлялось. Такое формирование не было проведено и при разработке технических документаций по инвентаризации земель, о чем свидетельствует отсутствие документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка в форме электронного документа.

Именно поэтому техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель, в данном случае, не может быть основанием для формирования земельного участка и обращения в суд и отмены государственных актов на право собственности на земельные участки.

Ведь отметить площадь накладки земельного участка гражданина - владельца земельного участка - на земле железной дороги можно только путем обращения в государственный кадастрового регистратора Управление Держгеокадастру в Володимирецком районе Ровенской области для получения государственной услуги - «Государственная регистрация земельного участка с выдачей выписки из Государственного земельного кадастра», подав предусмотренные статьей 24 Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» документы. А именно:

- заявление по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений;

- оригинала документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка;

- документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка в форме электронного документа.

Кроме того, сообщаем, что граждане-собственники земельных долей (паев) имеют в собственности 6 земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенные за пределами населенных пунктов на территории Великожолудськои сельского совета. Они включены в 1 государственного акта на право собственности на земельный участок, которые ПАО «Укрзализныця» просит признать недействительным, а следовательно и лишить граждан таким путем права собственности на все 6 земельных участков.

Также указываем на тот факт, что земли, переданные в собственность граждан, входивших в состав земель коллективной собственности на землю КСП «Маяк» на территории Великожолудськои сельского совета, что подтверждается государственным актом на право коллективной собственности на землю серии РО № 00015, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право коллективной собственности на землю по № 11 от 15.11.1995. То есть гражданам передано в собственность земельные участки не за счет земель ПАО «Укрзализныця», а за счет земель коллективной собственности КСП «Маяк».

Тот факт, что земли коллективной собственности не накладывались на земле ПАО «Укрзализныця», подтверждается и имеющейся в архиве Управления Схемой разделения земель коллективной собственности на земельные доли (паи) сельскохозяйственного производственного кооператива «Маяк» Владимирецкого района.

В связи с тем, что возникают многочисленные вопросы о правомерности предоставления ОАО «Укрзализныця» таких исков, и учитывая социальное напряжение, возникающее в связи с участием физических лиц в таких судебных разбирательствах, просим организовать совещание с участием Владимирецкого районного совета, Владимирецкого райгосадминистрации и представителей железной дороги для решения проблемных вопросов, возникших по результатам проведенной инвентаризации земель ГТОО «Львовская железная дорога».

Это совещание еще не состоялась. По ее результатам обязательно подготовим разъяснения.

В каждом сельском совете, граничащей с «Укрзализныцей», есть свои точки соревнований. Прокомментировал их сельский председатель Антоновского сельсовета Николай Петрук:

- Нас Бог миловал. Мы ни разрешения на приватизацию земельных участков вблизи железнодорожного полотна не выдавали. Хотя десять семей, живущих вблизи железной дороги, обращались в сельсовет. Мы, в свою очередь, не получив согласования с землеустроительными службами «Укрзализныци», обратились в Кабинет Министров. Впрочем, здесь возник не конфликт интересов, а несогласованность на законодательном уровне. Был закон о приватизации ведомственного жилья предприятий и организаций, но в нем вопрос о земле и не упоминалось. Теперь проблема узаконивания пользования этими земельными участками встал очень остро. В проигрыше остались бывшие работники железной дороги, имеющие право пользования, например, земельным участком, а вот приватизировать ее - не могут. Поэтому мы ждем правительственных разъяснений и выводов ...

Следует добавить, что данная проблема уже стала темой для обсуждения и поиска путей решения на президиума районного совета и райгосадминистрации. А о совместной встреча представителей районного совета и «Укрзализныци» мы сообщим нашим читателям. Сейчас власть прилагает все усилия по прекращению судебных производств в гражданских лиц, законно оформили государственные акты на право собственности на землю.

Записала Галина Тетенева.

Приватизация земельных участков, на которых расположены жилые дома работников железной дороги

В соответствии со статьей 120 Земельного кодекса Украины в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, находящиеся в собственности, пользовании другого лица, прекращается право собственности, право пользования земельным участком, на котором расположены эти объекты. К лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом, здание или сооружение, размещенные на земельном участке, находящемся в собственности другого лица, переходит право собственности на земельный участок или его часть, на которой они размещены, без изменения его целевого назначения.

Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, находящемся в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме , которые были у предыдущего землепользователя.

В случае приобретения права собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), расположенный на землях государственной или коммунальной собственности, находящихся в пользовании другого лица, и необходимости разделения земельного участка площадь земельного участка, который формируется, не может быть меньше, чем максимальный размер земельных участков соответствующего целевого назначения, определенных статьей 121 земельного кодекса Украины (кроме случаев, когда формирование земельного участка в таком размере является невозможным).

По материалам управления Держгеокадастру