Третий поход на облгазы: удастся победить Фирташа?

По мнению экспертов, сейчас самое время навести порядок в сфере газораспределительных сетей - области энергетических мошенничеств

История того, как газовые распределительные внутренние сети десятилетиями на безвозмездной основе находились в руках частных компаний, заслуживает свое место в папке постсоветских энергетических мошенничеств.

Это собственно история о том, как все внутренние газопроводы страны: сети, по которым газ поступает в дома, больницы, школы - все трубы, по которым идет газ потребителю, находились на балансе облгазов - предприятий, принадлежащих Дмитрию Фирташу. Последний контролировал государственную собственность, внутренние газораспределительные сети, стоимость которых на порядки превышала стоимость собственных активов облгазов. И за что государство не получала ни копейки.

По мнению экспертов, сейчас самое время навести порядок в сфере газораспределительных сетей - области энергетических мошенничеств   История того, как газовые распределительные внутренние сети десятилетиями на безвозмездной основе находились в руках частных компаний, заслуживает свое место в папке постсоветских энергетических мошенничеств

Долгие годы то, как использовались трубы и в котором они находились состоянии, было тайной. Хотя эти предприятия вместе с государственными трубопроводами имели обязанности, связанные с предубеждением аварий в газовом хозяйстве, надежностью транспортировки газа, осуществлением правильных замеров газа и работами аварийной системы.

Аудит труб сделать было невозможно, потому что они находились на балансе частных предприятий. Периодические газовые аварии заминались. Тема внутреннего воровства газа не педалювалася, посчитать это было трудно, а счетчики, опять же, контролировали облгазы (Фирташа).

Вспомним и о том, что концентрация в одних руках таких стратегических активов - это порочная практика, тем более что в облгазах есть много секретной документации. И что, в конце концов, владелец просто может продать предприятие (с сетями на балансе и документацией) какие-то кипрской компании с российскими корнями.

Первый поход (чтобы упорядочить правоотношения государства с облгазами) осуществила Тимошенко во время второго премьерства. Она пыталась создать альтернативные облгазам локальные сети, куда все эти работники смогут перейти работать.

Один из бывших НАК-овских чиновников рассказывал эпизод, как в 2008 году облгазы просто перестали оплачивать средства НАК Нафтогаза: «Они считали, что у них заниженный тариф на транспортировку. То есть: захотели - заплатили государству, не захотели - не заплатили. Рубильник у них в руках. И экономические проблемы они могут спровоцировать легко, саботируя расчеты за газ и стимулируя неплатежи, не отключая неплательщиков ».

И экономические проблемы они могут спровоцировать легко, саботируя расчеты за газ и стимулируя неплатежи, не отключая неплательщиков »

В 2012 году правительство Азарова решил прекратить попытку «навести порядок» и просто передал трубы в безвозмездное пользование облгазам фактически закрепив статус-кво.

В мае 2015 года, уже после революции, премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру энергетики заняться тем, чтобы частные компании стали платить за использование газораспределительных сетей.

Стратегические же предприятия, от которых зависит стабильность газового жизнеобеспечения, продолжали оставаться в пользовании партнера Путина.

Но и тогда эти запутанные правоотношения "облгазы и сети" не сдвинулись с места, впрочем медиа-ресурсы, контролируемые Фирташем, уничтожили репутацию Яценюка.

21 февраля 2017 было принято постановление Кабмина «Об обеспечении эффективного использования газораспределительных систем или их составляющих». Собственно, она принималась уже во исполнение закона «О рынке газа» . Ею утверждались типовые договоры аренды и эксплуатации для внутренних газовых сетей.

Постановлением Кабмина с 1 апреля 2017 года облгазы Фирташа обязали платить за аренду государственных газораспределительных сетей, чего они раньше не делали.

Но они не стали платить: только за последние 2 года «сбытовые» предприятия облгазов не заплатили государственном НАК «Нафтогаз Украины» около 35 млрд грн (по состоянию на 01.02.2018). Причем, «сбытовые» структуры облгазов утверждают, что это им не платит население. (Так утверждает обоснование к законопроекту о единую базу потребителя газа, который пытаются протолкнуть сразу несколько парламентских комитетов).

«Я занимаюсь облгазами более двух лет. Деньги, которые должны были платить облгазы, не начислялись. Тогда я добилась внести их как строка бюджета на 2018 год, это звучало, как статьи доходов за газогонни сети. Но они все равно не платят. Хотя сумма дохода, по подсчету экспертов, если это 15% от балансовой стоимости, должна была составить 600 млн грн, - рассказала Укринформа народный депутат Татьяна Черновол. - Теперь облгазы. Мы требуем создать единую базу потребителей газа. Без того, чтобы понять - кто, как, сколько потребляет газа, мы не разберемся ни с тарифообразованием, ни с субсидиями, ни с честными цифрами объемов поставки. А потребители будут оставаться черной дырой для сектора ».

Ольга Белькова, народный депутат Украины:

Ольга Белькова,   народный депутат Украины:

«Монополия облгазов держится в том числе и то, что только они имеют доступ к сведениям о потреблении газа населением. Далее эти сведения представляются и используются так, как пожелает сам облгаз. А государство должно заплатить за субсидии. При том, что сегодня облгазы имеют существенные задолженности перед поставщиком газа. Мировая же практика такова - подобная база ведется или енергорегулятором, или оператором ГТС (Укртрансгаз).

Все сведения об использовании газа - это либо возможность контроля оптимизации государственных расходов, или для манипуляций частных компаний ».

мы перечитали законопроект , Под которым поставили подпись около двух десятков народных депутатов Украины. Это лишь две страницы текста, которые предлагают своеобразную революцию.

Он содержит обязательство создать единую базу абонентов - потребителей природного газа, в которую вносится информация о каждом потребителя природного газа. При этом операторы газотранспортных и газораспределительных систем обязаны подавать и обновлять информацию о всех потребителей природного газа.

Раньше воровали за разницы в цене, ТЕПЕРЬ - ЗА СУБСИДИИ

Укринформ подробно писал, как после смены в 2017 году руководства ОАО «Кировоградгаз» (51-м процентом акций владеет государство) удалось обнаружить и передать правоохранителям информацию о случаях начисления определенных объемов газа несуществующим абонентам в городе Кропивницкому. Правоохранительные органы сообщили о раскрытии схемы мошенничества на Львовщине на сумму 1400000000 грн, когда предприятия, приближенные к высокопоставленным, производили по льготному газа электроэнергию и продавали ее по коммерческой цене. По данным заместителя начальника Департамента энергоэффективности НАК «Нафтогаз Украины» Алексея Хабатюка, только в прошлом году на 400 таких "мертвых" душ были списаны 78 млн грн.

Татьяна Черновол:

Татьяна Черновол:

«Раньше сумма субсидий покрывалась за счет актов сверки, теперь - на основе объемов, которые нарисуют облгазы Фирташа и которые не проверить. Украденное из субсидий облгазы перечисляют, как предоплату за газ для аффилированных с Фирташем частных предприятий. Так выводятся средства, так как этот газ никогда не будет поставлен. Поэтому Фирташ обогащается, а перед Нафтогазом облгазы увеличивают долги ».

В мае этого года третий поход на облгазы осуществила Генеральная прокуратура. (Как будто обещает подключиться НАБУ).

Генеральная прокуратура Украины обратилась в суд с исками к пяти газораспределительных компаний (облгазов) - "Волыньгаза", "Львовгаз", "Полтавагаза", "Ривнегаза" и "Харьковгаза". ГПУ требует в судебном порядке:

1). Разорвать действующие с 2012 года договоры на хозяйственное ведение газораспределительными сетями с этими компаниями;

2). Взыскать с облгазов недополученный доход в виде арендной платы (упущенной выгоды) по безвозмездное использование имущества за весь срок пользования.

Судебные заседания еще не начались.

Несколько дней назад НАК "Нафтогаз Украины" попросил Кабмин помочь в решении проблемы оплаты за эксплуатацию газораспределительных сетей, принадлежащих госкомпании.

Но создание единой базы решит правовую коллизию с правами аренды газовых сетей и правоотношениями?

Мы попросили прокомментировать ситуацию эксперта по энергетическим вопросам Сергея Дьяченко:

Мы попросили прокомментировать ситуацию эксперта по энергетическим вопросам Сергея Дьяченко:

«Проблемы облгазов начатые неуклюжей приватизацией 90-х. Это стратегические предприятия, и с ними должны вести себя соответствующим образом. А их вместо того наскоро упаковали на приватизацию на трудовые коллективы (т.н. ваучерная приватизация) - что позволило ловким олигархическим структурам их в течение года-полутора за бесценок выкупить. Далее облгазы путешествовали по владельцам: среди них был и российский криминалитет, и олигархат разного калибра и национальной принадлежности.

Наконец эти предприятия осели под крылом Фирташа, не последним образом благодаря админресурса его партнеров Левочкина и Бойко. Именно этой олигархической группе удалось выкупить и / или отжать большинство облгазов, а затем завершить их приватизацию. Это позволило получить полный контроль над предприятиями и создало почву для более или менее надежного ограждения от застарелой проблемы облгазов - государственного статуса большей части газопроводов (с 1996 года частные облгазы эксплуатируют государственные газопроводы на основе безвозмездного пользования).

Концентрация предприятий и полный контроль над ними позволили бизнес-структуре Фирташа провести несколько успешных «войн» с НАК «Нафтогаз Украины» и в итоге выбить из власти очень благоприятные условия работы, высокие тарифы, абонплату, которые вот-вот будут введены.

Очевидно, что сейчас пришло время привести в этой сфере порядок. Государственные структуры должны наконец полноценный доступ к «империи облгазов». Это касается реестра трубопроводов (в идеале должен существовать государственный реестр вроде государственного реестра недвижимости) и телеметрической системы (балансы, как региональные, так и общий - основной источник коррупции и злоупотреблений в газовой сфере; необходимо приложить значительные усилия по существенному увеличению их прозрачности и контролируемости ), биллинговой системы (реестры плательщиков в 90-х годах были переданы из торговых домов НАК «Нафтогаз» к ведению облгазов. с тех пор - это также стабильный источник злоупотреблений, и «мертвые души», о которых зар аз много разговоров - не единственный механизм манипуляций. Создание единого реестра потребителей автоматически не решит проблем. Там необходимо будет системно «сшить» проблемы задолженности, субсидирование, миграции, контроля и многие другие ».

Свое мнение высказал также президент центра глобалистики Стратегия XXI Михаил Гончар:

Свое мнение высказал также президент центра глобалистики Стратегия XXI Михаил Гончар:

«Сети были построены в разное время, но за счет бюджетного финансирования. В период расцвета олигархономики олигархическим группировкам отдавали их на «кормление». Поэтому сегодня мы имеем изношенные сети, а полученные за счет использования средства стали основой для развития олигархических империй. Наиболее мощно использовал эту схему Дмитрий Фирташ. Поэтому опция: вернуть статус-кво - логическая.

Но даст это возвращение? Не является ли это просто проекцией угрозы, чтобы сделать их послушными на период выборов? Учитывая, что этим занялся генпрокурор, а это не совсем его функция.

Поэтому я бы подробно исследовал рассуждения и настроения всех заинтересованных сетями человек. Если сетями заинтересовалось НАБУ, то это понятно, потому что сети очень коррупциогенных штука.

В Нафтогаза - свои резоны. Они под оберткой европейских реформ хотят сохранить статус на газовом рынке. А важным элементом является контроль над сетями. Речь не идет о том, что они втянут газораспределительные компании в систему Нафтогаза, но для них важно установить новый косвенный контроль над рынком через газораспределительные сети, ибо тот, кто контролирует газовые сети, - тот контролирует газовый рынок. Поэтому, несмотря на декларируемые намерения, стоит смотреть и на свой интерес этих игроков.

Но в этой ситуации же позитив. Намерение окончательно выбить и даже добить Фирташа в газовых сетях ».

Лана Самохвалова, Киев

Но создание единой базы решит правовую коллизию с правами аренды газовых сетей и правоотношениями?
Но даст это возвращение?
Не является ли это просто проекцией угрозы, чтобы сделать их послушными на период выборов?