Классификация шрифтов, Дубина Николай

Не всем понравилась моя вольная классификация шрифтов.
Некоторые граждане просят привести, если таковые имеются,
стандартные классификации. Имеются. Привожу. :-)

ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
В зависимости от области применения различают текстовые шрифты, выделительные, титульные и акцидентные (декоративные). Кроме этого, можно выделить группу шрифтов, предназначенных для набора специальных знаков.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

  • Гуманистическая (ренессансная) антиква
    • Гуманистическая антиква появилась в XV веке в Италии как альтернатива готическому письму, которое, по мнению мастеров Возрождения, имело слишком много недостатков. Своей целью они поставили разработку такого метода письма, который мог бы легко воспроизводиться и был бы простным, лаконичным и легкочитаемым. Гуманистическая антиква по начертанию ближе всего приближается к наиболее старым (римским капитальным) шрифтам. В ней можно выделить веницианскую антикву Йенсона, Гриффо; французскую Гарамона, Гранжона; голландскую ван Дейка. Эти шрифты имитируют рукописные, выполняемые ширококонечным пером, отличаются малым контрастом и разноширностью, засечки близки по форме к треугольнику и плавно переходят в основные штрихи, оси овалов наклонны.
      К этой группе можно отнести такие шрифты как Bembo, Garamond, Goudy Old Style, Palatino, Times New Roman, гарнитура Лазурского, Мысль, Ньютон.
  • Переходная антиква (антиква барокко)
    • Рисунок букв переходной антиквы более контрастен и менее разноширен, форма букв обусловлена главным образом процессом гравирования; засечки более острые, оси овалов почти вертикальны.
      Примерами шрифтов этой группы можно считать Caslon, Baskerville, Fournier, Петербург.
  • Новая антиква (антиква классицизма)
    • Шрифты, основанные на рисунке новой антиквы, связаны с процессом гравирования на металле; они контрастны, тяготеют к одноширности, их засечки длинные, тонкие; оси овалов строго вертикальны.
      Наиболее характерными примерами можно назвать шрифты Бодони (Bodoni), Walbaum, Firmin Didot, Дидона.
  • Брусковые шрифты (египетская антиква)
    • Изобретена в Великобритании в начале 19 века. Эти шрифты практически не имеют контраста, засечки прямоугольной формы, почти без скруглений в местах присоединения к основным штрихам.
      К этой группе можно отнести такие шрифты, как Beton, Memphis, Балтика, Ксения Вестерн.
  • Кларедон
    • Это вариант брускового шрифта, который можно выделить в отдельную группу. Шрифты этой группы имеют небольшой контраст штрихов и более тонкие брусковые засечки, плавно соединяющиеся со штрихами.
      В качестве примера таких штрихов можно назвать Century Schoolbook, Clarendon, Школьная, Академическая.
  • Рубленные шрифты
    • Возникшие в начале 19 века в Великобритании, шрифты типа гротеск (позже - рубленные шрифты) получили очень широкое распространение. Лаконичность (они не имеют контраста и засечек) вместе с большой художественной выразительностью обеспечивают широкое применение рубленных шрифтов.
      Наиболее распространенными можно назвать Гельветику (Helvetica), Футуру (Futura), Univers, Gill Sans, Прагматика, Футурис.
  • Свободная антиква (вариа-антиква)
    • Сюда входят все те шрифты, которые не вошли в предыдущие группы, например, ленточная антиква, антиква-гротеск и пр.
      К этой группе можно отнести шрифты Optima, Broadway, Eckmann, Банниковская, Новая журнальная.
  • Рукописные и каллиграфические
    • Будет вполне естественно, если мы отнесем к этой группе такие шрифты как Brush Script, ITC Zapf Chancery, Декор и др.
  • Не-антиквенные шрифты
    • Шрифты отличные от антиквы - готические, ломбардские версалы, унциал, минускул и проч.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОГРАФСКИХ ШРИФТОВ ПО ГОСТ
  • Группа рубленных шрифтов
    • В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рубленная, Древняя, Плакатная, Букварная.
  • Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
    • Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
  • Группа медиевальных шрифтов
    • Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
  • Группа обыкновенных шрифтов
    • Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
  • Группа брусковых шрифтов
    • Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
  • Группа новых малоконтрастных шрифтов
    • Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
  • Группа дополнительных шрифтов
    • В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
КЛАССИФИКАЦИЯ MS WINDOWS
  • Roman
    Определяет шрифты с засечками, например Таймс или Бодони
  • Swiss
    Определяет рубленные шрифты, имеющие переменную толщину штрихов, например Гельветика или Футура
  • Modern
    Определяет шрифты, имеющие постоянную толщину штрихов, и все моноширные шрифты, например Курьер
  • Script
    Определяет шрифты, имитирующие рукописные, например Декор
  • Decorative
    Определяет декоративные шрифты, например готические
  • Dont know
    Определяет общий тип шрифтов, используется в том случае, когда информация о шрифте недоступна
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СИСТЕМЕ IBM CLASSIFICATION
Примечание: Приводится без ссылки на подклассы. ИК - историческая классификация.

  • Oldstyle Serifs
    Шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII вв., с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (гуманистическая антиква по ИК).
  • Transitional Serifs
    Шрифты, основанные на латинской традиции XVIII-XIX вв., с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (переходная антиква по ИК).
  • Modern Serifs
    Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX в., с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (новая антиква по ИК).
  • Clarendon Serifs
    Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs, со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (группа кларендон).
  • Slab Serifs
    Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (группа брусковых шрифтов).
  • Freeform Serifs
    Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации.
  • Sans Serifs
    Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (рубленные шрифты).
  • Ornamentals
    Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков.
  • Scripts
    Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.
  • Symbolic
    Не зависящие от дизайна шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.
  • No classification
    Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка.
СИСТЕМА ОПИСАНИЯ ШРИФТОВ PANOSE
Разработанная фирмой ElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие от перечисленных систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всего шрифта, а отдельными наиболее характерными параметрами символов. Такой подход обеспечивает большую гибкость при описании шрифтов, позволяет производить более точную подстановку и даже дает возможность автоматически синтезировать недостающие шрифты (что и реализовано в технологии InfiniFont той же фирмы).

В системе PANOSE шрифты описываются по 10 параметрам, образуя набор из 10 цифр, однозначно описывающий все детали внешнего вида символов:

  • FAMILY
    • Определяет тип шрифта.
    • Any (0), No Fit (1), Text & Display (2), Script (3), Decorative (4), Pictorial (5)
  • SERIF
    • Определяет форму засечек.
    • Any (0), No Fit (1), Cove (2), Obtuse Cove (3), Square Cove (4), Obtuse Square Cove (5), Square Thin (6), Bone (7), Exaggerated (8), Triangle (9), Normal Sans (10), Obtuse Sans (11), Perp Sans (12), Flared (13), Rounded (14)
  • WEIGHT
    • Определяет насыщенность шрифта
    • Any (0), No Fit (1), Very Light (2), Light (3), Thin (4), Book (5), Medium (6), Demi (7), Bold (8), Heavy (9), Black (10), Nord (11)
  • PROPORTION
    • Определяет пропорциональность символов шрифта
    • Any (0), No Fit (1), Old Style (2), Modern (3), Even Width (4), Expanded (5), Condensed (6), Very Expanded (7), Very Condensed (8), Monospaced (9)
  • CONTRAST
    • Определяет контраст шрифта
    • Any (0), No Fit (1), None (2), Very Low (3), Low (4), Medium Low (5), Medium (6), Medium High (7), High (8), Very High (9)
  • STROKE
    • Определяет форму штрихов
    • Any (0), No Fit (1), Gradual/Diogonal (2), Gradual/Transitional (3), Gradual/Vertical (4), Gradual/Horisontal (5), Rapid/Vertical (6), Rapid/Horisontal (7), Instant/Vertical (8)
  • ARM
    • Определяет форму росчерков
    • Any (0), No Fit (1), Straight Arms/Horisontal (2), Straight Arms/Wedge (3), Straight Arms/Vertical (4), Straight Arms/Single Serif (5), Straight Arms/Double Serif (6), Non-Straight/Horisontal (7), Non-Straight/Wedge (8), Non-Straight/Vertical (9), Non-Straight/Single Serif (10), Non-Straight/Double Serif (11)
  • LETTERFORM
    • Определяет общую форму символов
    • Any (0), No Fit (1), Normal/Contact (2), Normal/Weighted (3), Normal/Boxed (4), Normal/Flattened (5), Normal/Rounded (6), Normal/Off Center (7), Normal/Square (8), Oblique/Contact (9), Oblique/Weighted (10), Oblique/Boxed (11), Oblique/Flattened (12), Oblique/Rounded (13), Oblique/Off Center (14), Oblique/Square (15)
  • MIDLINE
    • Определяет положение средней линии
    • Any (0), No Fit (1), Standart/Trimmed (2), Standart/Pointed (3), Standart/Serifed (4), High/Trimmed (5), High/Pointed (6), High/Serifed (7), Constant/Trimmed (8), Constant/Pointed (9), Constant/Serifed (10), Low/Trimmed (11), Low/Pointed (12), Low/Serifed (13)
  • X-HEIGHT
    • Определяет соотношение высот строчных и прописных букв
    • Any (0), No Fit (1), Constant/Small (2), Constant/Standard (3), Constant/Large (4), Ducking/Small (5), Ducking/Standard (6), Ducking/Large (7)
Каждому значению параметра соответствует определенное число, которое и сохраняется вместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов. Например, набору значений 2 2 6 3 6 5 5 2 3 4 в системе PANOSE соответствует шрифт Таймс. Наборный шрифт (2), имеющий засечки, плавно соединяющиеся со штрихами (2), светлым по насыщенности (6), имеющим классические пропорции (3), невысокий контраст (6), боковой наплыв в округлых буквах (5), односторонние вертикальные засечки (5), обычную форму символов (2), обычное положение средней линии (3), стандартное соотношение высот прописных и строчных букв (4).

TrueType-шрифты имеют (или должны иметь) описания по системе PANOSE. Type 1-шрифты таких описаний не имеют.



TopCTO СМИ Газеты ЖурналыFair.ru Ярмарка путешествий be number one Submitter.ru - Promoting! Gallery-A - Art-catalogue, on-line gallery, paintings in realism and impressionism styles Ивлим.Ру: информация и развлечения
Веб-кольцо "НАШИ ДЕТИ" | Список сайтов | Предыдущий | Следующий | Случайный

Карта
rss
Карта