Воспроизведение произведения искусства в качестве зарегистрированного товарного знака (часть I)

Воспроизведение произведения искусства в качестве зарегистрированного товарного знака (часть I)

Даже во время непродолжительного пребывания в Амстердаме посетители обычно посещают одно из нескольких мест, которые обычно называют туристической достопримечательностью (так называемое « обязательно посмотреть »). Для тех, кто интересуется искусством или широко понимаемой культурой, таким местом в столице Нидерландов, несомненно, будет Рейксмузеум, в котором собрана самая большая коллекция отечественной и европейской живописи в этой стране (более пяти тысяч). Однако некоторые пресловутые произведения искусства, представленные здесь, теперь можно рассматривать с другой точки зрения. Это потому, что, стоя перед картиной Рембрандта ван Рейна под названием « Ночной Дозор » (или « Истребление стрелков »), выставленной для посетителей в отдельной комнате, мы можем увидеть художественный продукт с высоко уважаемыми эстетическими качествами или… товарный знак. В частности, торговая марка ЕС, зарегистрированная после EUTM-016613903 с датой приоритета от 18 апреля 2017 года для товаров класса 01 в форме стронция (металла).

Торговая марка Европейского Союза согласно EUTM-016613903 / Рембрандт ван Рейн, « Ночной Дозор »

Что должно удивить посетителей, проходя мимо соседней комнаты, они попадают в другую знаменитую голландскую картину Яна Вермеера « Молочная пасть ». Это произведение живописи также было зарегистрировано как торговая марка Бюро интеллектуальной собственности ЕС в Аликанте под номером EUTM-010625143. В этом случае правообладатель имеет преимущественное право с 25 января 2012 года, и товары, подписанные этим обозначением (работа!), Среди прочего, хлеб или молоко, видимое на изображении, и даже заменители молока. Трудно найти более точное (и в то же время заманчивое) соединение графического слоя защищенного знака с товарами, предназначенными для него. Тем более что изображение самого Вермеера порождает позитивные ассоциации среди получателей, что, безусловно, немаловажно для рекламной функции, которую он реализует в качестве товарного знака.

Торговая марка Европейского Союза в соответствии с EUTM-010625143 / Ян Вермеер,  Mleczarka Торговая марка Европейского Союза в соответствии с EUTM-010625143 / Ян Вермеер, " Mleczarka "

Такую же судьбу постигла и « Девушка с жемчужиной » того же художника, выставленная в музее Маврикия, который охраняется как товарный знак ЕС в соответствии с EUTM-011363645 с приоритетом с 21 ноября 2012 года для товаров в классе 31 (свежие овощи и фрукты ). Это показывает, что регистрация воспроизведения выдающихся произведений искусства в качестве товарных знаков не является невозможной. В Венской классификации, созданной в 1973 году, которая организует на основе графических элементов формы, содержащихся в товарном знаке, категории, разделы и разделы, существует даже отдельный раздел (22/05/01), посвященный знаменитым картинам.

Поэтому здесь рождаются два основных вопроса. Во-первых, может ли какое-либо произведение искусства стать предметом регистрации в качестве товарного знака. С другой стороны, если каждое произведение искусства, кроме формальных и юридических требований, сможет должным образом выполнять функции товарного знака в рыночных реалиях.

Обращаясь к первому вопросу, стоит начать с указания на то, что иногда произведение искусства также является произведением в значении закона об авторском праве, хотя это не является регулярностью (понятие произведения искусства и произведения взаимосвязано в логическом смысле). Это означает, что, например, права собственности на авторские права могут быть переданы картине, что, в свою очередь, может также стать эффективным основанием для возражения против заявки на товарный знак (статья 1321). пункт. 1 пункт 1 pwp). Важно отметить, что эти права - в соответствии с действующим законодательством - истекают, по существу, через 70 лет после смерти автора произведения, а положения действующего Закона от 4 февраля 1994 г. об авторском праве и смежных правах применяются только к произведениям, созданным впервые после его поступления. в силу или на которые авторские права в соответствии с действующими положениями не истекли (см. пункт 1 статьи 2 статьи 1 и 2 акта автора). Это означает, что они не могут быть применены к картинам пятнадцатого века, которые являются более вековыми, чем положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года, которая устанавливает международный стандарт защиты авторских прав. Указывая, следует указать, что картины «старых мастеров» в настоящее время находятся в общественном достоянии, и поэтому их репродукции могут свободно использоваться в обращении всеми заинтересованными сторонами.

При формулировании ответов на первый из вопросов также необходимо ссылаться на юридически регулируемые абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака, которые в принципе соответствуют законодательству Польши и ЕС. Согласно указанным правилам, товарные знаки, в том числе лишенный характерного, описательного, противоречащего общественному порядку или морали или недобросовестного сообщения. В то же время эти условия рассматриваются ex officio в процессе регистрации, но они также могут быть предметом комментариев третьих лиц.

Это лишь поверхностное рассмотрение вопроса о том, можно ли обновить приведенные выше абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака со ссылкой на пример Vermeer " Dairy ", что по существу приводит к отрицательному ответу. Это изображение - рассматриваемое в процессе регистрации в качестве товарного знака - не лишено какой-либо отличительной способности для таких товаров, как хлеб или молоко. « Доярка » не должна считаться описательным знаком, несмотря на наводящий на размышления смысл, переданный этой картиной (женщина, наливающая молоко). Для послав его можно было бы считать его способность различать товары, такие как изображения (класс 16), но в данном случае они не были указаны в уведомлении. С другой стороны, противоречие с общественным порядком или доброй моралью понимается как противоречие с существующими правовыми или моральными нормами, которые здесь также не видны. Наконец, применение такого товарного знака не может рассматриваться как недобросовестное применение только потому, что изображение будет монополизировано для конкретного трейдера в качестве знака соответствующих товаров или услуг. Хотя, конечно, нельзя исключать, что в определенных обстоятельствах такая заявка на товарный знак может объективно рассматриваться как недобросовестная. Однако для этого требуется несколько критериев, которые были установлены в ведущем прецедентном праве.

Подводя итог вышеизложенным соображениям, следует признать, что в принципе воспроизведение известного произведения искусства (при условии, что права собственности уже истекли или ранее не были зарезервированы для другого объекта в качестве товарного знака), может стать зарегистрированным товарным знаком. Это также подтверждается примерами, приведенными в практике Бюро ЕС (EUIPO), которое строго проверяет наличие правовых оснований для абсолютного отказа в регистрации товарного знака. Ответ на вопрос, может ли какое-либо произведение искусства успешно выполнять функции товарного знака в торговле, станет темой второй части статьи, которая будет выпущена в ближайшее время.

Содержание статьи предназначено для предоставления общей информации, связанной с данной темой. В случае конкретного случая вам следует обратиться за советом к специалисту, учитывающему индивидуальные обстоятельства.

21 ноября 2017