Экономический план действий на 2018: как будем расти

02-02-2018 02-02-2018   по материалам   24tv

по материалам 24tv.ua

Проблемы в этом году запланировано решить в украинской экономике и насколько эти планы оптимистичны, по мнению экономистов, - узнали журналисты сайта "24".

На заседании правительства 31 января этого года представили "Законопроекты-2018", причем от имени премьер-министра Владимира Гройсмана. Фокус будет сосредоточено на экономическом росте, пообещали в Кабмине. При этом рост ВВП прогнозируется на уровне 5-7%. В документе основные проблемы бизнеса руководитель правительства видит следующие: давление на бизнес, барьеры доступа к государственным ресурсам, обременительное регулирование, отсутствие поддержки инноваций, ограниченный доступ к финансированию.

Поэтому бизнеса в Кабмине обещают обеспечить защиту прав, прозрачный доступ к государственным ресурсам, дерегуляции и улучшению бизнес климата, поощрение инноваций, облегчение доступа к финансированию.

Для этого и разработаны 35 проектов законов, от принятия которых зависит судьба украинской экономики.

Заметим, подготовленные 35 законопроектов с прицелом на экономический рост - факт, безусловно, положительный. Но для того, чтобы план начал действовать, эти инициативы должны быть приняты Верховной Радой.

Сайт "24" спросил у экспертов - законопроекты они считают ключевыми, и какие шансы, что план действий будет реализован.

Павел Кухта, заместитель председателя в Стратегической группе советников по поддержке реформ в Украине:

"Условно все эти законопроекты можно разделить на 5 групп: часть - направлены на защиту прав бизнеса, ряд инициатив - дерегуляционные характера, наводят порядок в условиях ведения бизнеса, доступ к финансированию - как отдельная тема, доступ к публичным ресурсам и поощрения инноваций.

В сфере защиты прав бизнеса это то, что касается взаимодействия бизнеса и контролирующих и силовых структур, это создание службы финансовых расследований, которая призвана сосредоточить в одной службе аналитического характера расследования экономических преступлений, это закон о бизнес-омбудсмена, который институционализирует это учреждение, это законы об ответственности должностных лиц контролирующих органов. Вторая категория законопроектов в этой сфере касается таможни: "единое окно" на таможне, реформирование экологического и радиологического контроля.

В сфере дерегуляции самая инициатива - закон о Doing Business, призванный на 30-40 пунктов поднять Украину в этом рейтинге, если его принять до конца мая, то уже в этом году, осенью, будет значительный скачок в рейтинге. Также там есть интересная инициатива, так называемая декоммунизация законодательства, когда останавливают свое действие акты и законы УССР, кроме тех, которые предусмотрены другими законами Украины как необходимые. Например, Трудовой кодекс у нас УССР-овский, но он необходим, он будет действовать, пока не появится новый. А другие законы, не предусмотренные, автоматически потеряют силу, и все те неактуальны нормы 40-50 лет отпадут.

Еще в сфере дерегуляции: это закон о валютном контроле, который реформирует очень устаревшую систему валютного контроля, закон о дерегуляции кассовых аппаратов, чтобы они были демонополизированы.

В сфере доступа к инвестированию это ряд законов, которые есть, кстати, в тексте меморандума МВФ и касаются наведения порядка в сфере кредитования. В Украине хроническая проблема, кредиты никто не возвращает, соответственно, поэтому банки не кредитуют, экономика стагнирует. Соответственно - это закон о защите прав кредиторов, закон о банкротстве, который позволит взимать средства с банкротов, а не разворовывать средства через процедуру банкротства, это закон о кредитном реестр, и четкий контроль за возвратом кредитов. Также это законы о новых финансовых инструментах - налаживание корпоративного управления в государственных банках.

В сфере доступа к публичным ресурсам: это закон о концессии, то есть, о доступе частного сектора к частно-публичного партнерства в сфере инфраструктуры; это закон об аренде государственного имущества через систему Prozorro, интересная и продуктивная инициатива.

В сфере поощрения инноваций это поддержка стартапов, усиление защиты имущественных и авторских прав, предоставление возможности использования электронных денег, например, для оплаты коммунальных платежей.

Эти 35 законопроектов или уже есть в парламенте, рассмотрены, некоторые из них даже приняты в первом чтении, либо - на финальной стадии разработки. Это более или менее готовые проекты к рассмотрению и принятию в этом году, даже большинство - в первом полугодии, поэтому есть такой тезис "весна реформ".

Алексей Гончарук, председатель BRDO:

"Каждая из этих законодательных инициатив имеет смысл. Для меня принципиальными выглядят три вещи.

Первая - создание службы финансовых расследований и, соответственно, создание условий, чтобы бизнес перестали кошмарить налоговые органы. Не думаю, что стоит объяснять, почему для бизнеса важно, чтобы налоговики превратились из силового органа, приезжает с автоматами и кладет всех лицом на пол, на аналитический орган. Это критически важная инициатива. Там есть что совершенствовать, но с точки зрения важности инициатив эта точно на первом месте.

На второе место я бы поставил создание условий для привлечения инвестиций. Есть законопроект 6540 , Который может существенно подвинуть Украины в одном из самых авторитетных мировых рейтингов Doing Business на десятки позиций вверх. Это привлечет внимание мировых инвесторов в Украину и будет сильным сигналом, Украина меняется, и поводом размещать инвестиции здесь, а не где-нибудь. Только в этом мало, но это совершенно необходимая и важная составляющая. Чтобы в Украине был экономический рост, создавались рабочие места - нужны инвестиции, в том числе из-за рубежа. И именно этот законопроект как раз даст понимание того, что наша страна значительно меняется в плане простоты ведения бизнеса.

Третья инициатива, которая чрезвычайно важна, - это декоммунизация и изменение принципа, по которому до сих пор действует советское законодательство. Одна из главных проблем эффективности нашего государства в том, что у нас недоруйнована советская модель регулирования плановой экономики, государство слишком сильно вмешивается туда, куда не должна. Но у нас и недостроенная рыночная модель. И чтобы демонтировать остатки многих советских систем и в трудовом праве, и в жилищном, чтобы преодолеть этот массив планового регулирования, держит нас, как якорь, есть небольшой законопроект 4650 . Он позволит покончить с правовым полем 90-х годов, по которым действуют все советские законы, на замену которых не приняты новые. Таких случаев очень много, они сдерживают развитие экономики, и это нужно менять.

Есть еще ряд важных инициатив: либерализация валютного законодательства, шаг к энергонезависимости, законопроект 3096 . На самом деле нельзя останавливаться на каждом законопроекте и его важности.

Будут приняты все указанные законопроекты - это вопрос лидерства премьер-министра. Он сказал, что будет поддерживать и берется за эту работу, это важно. Но 35 законопроектов - это очень амбициозная цель, и всем абсолютно премьер заниматься не сможет. Если бы их было 10, то я бы сказал, что на 70% это будет выполнено. Но если с 35 примут 10-15 - это будет большая победа ".

Автор Янина Ткачук